ГЕННАДИЙ АЙГИ
ИЗ КНИГИ
«ПОЛЯ-ДВОЙНИКИ» Москва, изд-во О.Г.И., 2006. ПРОБРАТЬСЯ ДО ПОЛЯНЫ
1964 —1970 НОЧЬ К ВЕСНЕ темно в сенях в одежде есть пугающее от дерева ли зверя ли какого пылающими островками опасное для разума плывет петух отметит криком оползень далекого комка земли и тьма хранит свои столбы и впадины огнем неведомым притянутые издали чтоб место белым дать полям края поляны затенить 1964 КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ: УТРО В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ снова — такое же поле как будто не видишь: в горнице — будто — из боли своей создаешь: ярко: в такую же — бывшую — ширь! — снова какого-то третьего ты вспоминаешь что-то без слов объясняющего: дома — при матери — снящейся словно береста! — и — как при устье направленном в поле в сумерках — вновь — у окна ты внимателен: «есть» — повторяешь — как будто в себя помещаешь светящее место: — о есть!— и неизменно свежо повторяется так словно день чередуется ясно и — не накапливая что-нибудь — возраст творящее: есть — как тогда! за окном беспрестанно: вместе с верхушками ветел себя Сотрясая: Сыплет и светом и пылью как детская ель! — и — время от времени: темью при комьях белеющих: самообъяснимо — что есть 1964 ПРАЗДНИК В ДЕТСТВЕ заметная красным явь опасна — любимых содержа невыразимо купая в далях глаза на воды похожих белые платья семейные и в лице как в цвету она выслепит бесцветную яркую — от себя отслепит! — иную первичную-девичью в лучшем теле моем она выслепит как волны чердачные грустно — себя и себя! — и спокойна семейными белыми — цветами основы свои укрывающими: там: плачу-и-платья — как чаши в сугробе... там: я-и-смеются... и путает и смеюсь 1965 ДЕТСТВО К.* НА ВЛТАВЕ протащатся во сне зубцы костела не как-нибудь — в метели — через представленье бумаги — белого цветка — и поля где мамой ставшая уже не чья-то дочь а задевая глаз во сне: и расширяясь в боли зрячей: ромашками бесчисленными мелькает вверх: опять опять и привлекает бабочек... я-шеей-женщина... и лет как покрывало белое еще немного — и далекое освобождает ноги — исчезая светлее поле шевеля — и это плещется... и глаз окружностями все стороны я стебля вижу вверх и выше — сеет лепестки 1964 К. — Франц Кафка. То же в стихотворении «CERNБ HODINKA*: НА МОГИЛУ К.» К УТРУ В ДЕТСТВЕ так избран — будто одевают! из белого металла что ли детского! и белотело ловится как ум иное легкое свое когда колеблят где-то изначала и — как туман — со старшим будто сердцем свобода репья при реке не острова ли облака-идеи рождения повсюду белокамня — и рядом все как спящие близки в себе ровней телесно как для поля — тем — тело освещающим покой даря и спят еще: священны-милые... гусятницы-небесно-ломти... трехлетки... и серебро на берегу себя то избегает то ловит то дух для волн творит 1964 К ТЕБЕ С КОНЦА во тьме порезами на ней невыносимыми птиц привлечет на шею — пьющих ее как серебро я те места в ее огне где вспоминающая мост двинет вместе с городом и образы домов — лишь в тех местах огня и я ли — вспоминая лес? а если по веткам вширь горят ее места? и я все вещи всех возможных «где» (всех тех где скрыта может быть она) всех «где» которые — ее не плавлю ли в себя? — чтоб стать одним в огне едином словно в колыбели пределы затаившем головы тоскующей по шири разворачивающейся меня-яаа-огня? и сердца ссадины по телу и сознанью иного даже мира потаенного и зелень и возможно иновещи и дно и краснота? 1964 И: СЛОВНО ОТДЕЛЯЯСЬ ты — в каждой точке этой зримости!.. — как будто красной сетью бабочек убитые пока неотделимы — и словно ширится: она: во сне!.. — душа — ты ныне — в боли — с этим схожа! — ты — так же красным многая и горем полевых людей себя казавшая: единоесть — как долгое и все таящее соборное — средь поля — знаменье и навсегда стогами озаренная и телом сына = то — меня все выбираешь осветить мне поле где ты кому-то знаменем была и раны принимая = сеть-покроющая ты в красных пятнах пробыла пока был избран я тебе 1965 К ПОСВЯЩЕНИЮ ДЕТСТВА: ЧИСТКА ОРЕХОВ Розоволокотные, чистые...
Сафо. о розоволокотные! — стаей простой: на срубе ореховы чистите гранки — от зерен и глади дорог отражаясь: как легкие дольки: совместны!.. чисты — о настолько! — что кажется: этому долго как звукоряду: свободно простукивать: над полем над срубом: воздушными косточками! — словно на память — о бывшем когда-то: стройном и чистом: устройстве вещей 1964 УТЕШЕНИЕ: РОЗЫ Н.А.
при вас и пальцы ног — как будто вспоминающие! и ум сильнее колет нам голову при вас! и вместе вы возможно то откуда разлучая вывели: где однородны — тайною одною: осадок гения в цветах и ум — первичный слой! и все — при разлучающем! и то же самое и здесь: как будто при людском — о рассказать рискованно! — при том о чем не говорят — таком: почти не существующем: почти белеет — словно еле мыслится почти одно — как будто еле есть 1966 ДОМ ПОЭТА В ВОЛОГДЕ (Константин Батюшков) Любезный образ в душу налетал...
П. Вяземский. а рядом — шёлка окружение: разорванного будто в смеси — сияния его и дрожи: непрекращаемой: виска — лицо меняющей как в ветре — в сиянье шёлка — словно облика: из праха! — сущего: всего — из окон ветром разъедаемого: и светом: до лица живого — таящегося как драгоценность: средь шёлка: ветра: и лучей 1966 ГОЛОД — 1946 А было это под Пасху...
А. Крученых. от го-олода-а: умершие красивы ли-ицами — те жемчуга-а опасны: светлее соли да-а... — — виски ли: так — от любви распухают? — не сердцем — а взором естся ли это? иное ли чистое — т а м? — свобода ль иная? — воздуха?.. — ясного ль дня? 1966 СОН: ОЧЕРЕДЬ ЗА КЕРОСИНОМ и в ряд стоим — спиной друг к другу: проталкиваем передних в лавку: вода и кровь от матерей в одежде! — обнявшись прыгаем во тьме: лишь где-то: лес: готов как будто до дна — раскатом — озариться: меня проталкивают: «как душу именуешь?»: сквозь ветер я кричу: «о может быть Тоска По может быть единственному Полю?»: и останавливаемся: эхо к нам доносится: друг другу руки мы кладем на плечи: и так же прыгаем во тьме: и в вихре мы белея открываемся: как будто сами — место для прихода кого-то: словно яркая поляна: где ветер как виденье носится: нас отовсюду ослепляющее: и слов не слышно: ни о чем: не думается 1966 ГЕННАДИЙ АЙГИ
на Середине Мира Из книги «Поля-двойники» часть первая. Из книги «Поля-двойники» часть третья: Пробраться до поляны. Из книги «Поля-двойники» часть четвёртая: Всё дальше в снега. Айги о поэзии и о себе: беседа с Виктором Куллэ Поэзия-как-любовь Константин Кравцов о Геннадии Айги. на середине мира Вера. Надежда. Любовь. новое столетие город золотой корни и ветви москва |