ГЕННАДИЙ АЙГИ



ИЗ КНИГИ
«ПОЛЯ-ДВОЙНИКИ»
Москва, изд-во О.Г.И., 2006.



ПРОБРАТЬСЯ ДО ПОЛЯНЫ
1964 —1970



НОЧЬ К ВЕСНЕ

темно в сенях
в одежде есть пугающее
от дерева ли зверя ли какого
пылающими островками
опасное для разума плывет

петух отметит криком оползень
далекого комка земли
и тьма хранит свои столбы и впадины
огнем неведомым притянутые издали

чтоб место белым дать полям
края поляны затенить

1964





КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ:
УТРО В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

снова — такое же поле
как будто не видишь:

в горнице — будто — из боли своей создаешь:

ярко: в такую же — бывшую — ширь! —

снова
какого-то третьего ты вспоминаешь
что-то без слов объясняющего:

дома — при матери — снящейся словно береста! —

и — как при устье направленном в поле
в сумерках — вновь — у окна ты внимателен:

«есть» — повторяешь — как будто в себя помещаешь
светящее место:

— о есть!—

и неизменно
свежо
повторяется так словно день чередуется
ясно
и — не накапливая
что-нибудь — возраст творящее:

есть — как тогда!
за окном
беспрестанно:

вместе с верхушками ветел себя Сотрясая:

Сыплет и светом и пылью
как детская ель! —

и — время от времени:

темью при комьях белеющих:

самообъяснимо — что есть

1964





ПРАЗДНИК В ДЕТСТВЕ

заметная красным
явь опасна — любимых содержа
невыразимо купая
в далях глаза на воды похожих
белые платья семейные

и в лице как в цвету она выслепит
бесцветную яркую
— от себя отслепит! —
иную первичную-девичью
в лучшем теле моем она выслепит
как волны чердачные
грустно — себя и себя! —

и спокойна семейными белыми —

цветами основы свои укрывающими:

там: плачу-и-платья — как чаши в сугробе...
там: я-и-смеются...

и путает
и смеюсь

1965





ДЕТСТВО К.* НА ВЛТАВЕ

протащатся во сне зубцы костела
не как-нибудь — в метели — через представленье
бумаги — белого цветка — и поля
где мамой ставшая уже не чья-то дочь
а задевая глаз во сне:

и расширяясь
в боли зрячей:

ромашками бесчисленными
мелькает вверх:
опять опять

и привлекает бабочек...
я-шеей-женщина... и лет как покрывало белое
еще немного — и далекое
освобождает ноги — исчезая
светлее поле шевеля —

и это плещется... и глаз окружностями
все стороны я стебля вижу вверх

и выше — сеет лепестки

1964



К. — Франц Кафка. То же в стихотворении «CERNБ HODINKA*: НА МОГИЛУ К.»





К УТРУ В ДЕТСТВЕ

так избран — будто одевают!
из белого металла что ли детского!
и белотело ловится как ум
иное легкое свое
когда колеблят где-то изначала

и — как туман — со старшим будто сердцем
свобода репья при реке

не острова ли облака-идеи
рождения повсюду белокамня
— и рядом все как спящие близки
в себе ровней телесно как для поля —
тем — тело освещающим
покой даря

и спят еще: священны-милые...
гусятницы-небесно-ломти...
трехлетки... и серебро на берегу
себя то избегает
то ловит

то дух для волн творит

1964





К ТЕБЕ С КОНЦА

во тьме порезами на ней
невыносимыми
птиц привлечет на шею — пьющих
ее как серебро

я те места в ее огне где вспоминающая
мост двинет вместе с городом
и образы домов —
лишь в тех местах огня

и я ли — вспоминая лес? а если
по веткам вширь горят ее места?

и я все вещи всех возможных «где»
(всех тех где скрыта может быть она)
всех «где» которые — ее
не плавлю ли в себя? — чтоб стать одним
в огне едином словно в колыбели
пределы затаившем головы

тоскующей по шири разворачивающейся
меня-яаа-огня?

и сердца ссадины по телу и сознанью
иного даже мира потаенного
и зелень и возможно иновещи
и дно и краснота?

1964





И: СЛОВНО ОТДЕЛЯЯСЬ

ты — в каждой точке
этой зримости!.. —

как будто красной сетью бабочек
убитые
пока неотделимы —

и словно ширится:

она:

во сне!.. —

душа — ты ныне — в боли — с этим схожа! —

ты — так же красным многая
и горем полевых людей себя казавшая:

единоесть —

как долгое и все таящее
соборное — средь поля — знаменье

и навсегда стогами озаренная
и телом сына = то — меня
все выбираешь осветить мне поле
где ты кому-то знаменем была

и раны принимая = сеть-покроющая
ты в красных пятнах пробыла

пока был избран я тебе

1965





К ПОСВЯЩЕНИЮ ДЕТСТВА: ЧИСТКА ОРЕХОВ

Розоволокотные, чистые...
Сафо.

о розоволокотные! —

стаей простой:

на срубе
ореховы чистите гранки —

от зерен
и глади дорог
отражаясь:

как легкие дольки:

совместны!.. чисты —

о настолько! — что кажется: этому долго
как звукоряду:

свободно простукивать:

над полем
над срубом:

воздушными косточками! —

словно на память — о бывшем когда-то:

стройном и чистом:

устройстве вещей

1964





УТЕШЕНИЕ: РОЗЫ
Н.А.

при вас и пальцы ног —
как будто вспоминающие!

и ум сильнее колет
нам голову
при вас!

и вместе вы возможно то
откуда
разлучая
вывели:

где однородны — тайною одною:

осадок гения в цветах
и ум —
первичный слой!

и все — при разлучающем!
и то же самое
и здесь:

как будто при людском —
о рассказать рискованно! —
при том о чем не говорят —

таком:
почти не существующем:

почти белеет —
словно еле мыслится

почти одно —
как будто еле есть

1966





ДОМ ПОЭТА В ВОЛОГДЕ
(Константин Батюшков)

Любезный образ в душу налетал...
П. Вяземский.

а рядом — шёлка окружение:

разорванного будто в смеси —

сияния его
и дрожи:

непрекращаемой: виска —

лицо меняющей
как в ветре —

в сиянье шёлка — словно облика:

из праха! —

сущего:

всего —

из окон ветром разъедаемого:

и светом: до лица живого —

таящегося
как драгоценность:

средь шёлка:

ветра:

и лучей

1966





ГОЛОД — 1946

А было это под Пасху...
А. Крученых.

от го-олода-а:

умершие красивы
ли-ицами —

те жемчуга-а опасны:

светлее соли
да-а... —

— виски ли: так — от любви распухают? —

не сердцем — а взором
естся ли это?

иное ли чистое — т  а  м? —

свобода ль иная? —

воздуха?.. —

ясного ль дня?

1966





СОН: ОЧЕРЕДЬ ЗА КЕРОСИНОМ

и в ряд стоим — спиной друг к другу:

проталкиваем
передних в лавку:

вода и кровь от матерей
в одежде! —

обнявшись
прыгаем во тьме:

лишь где-то:

лес:

готов как будто
до дна — раскатом — озариться:

меня проталкивают:

«как душу именуешь?»:

сквозь ветер я кричу:

«о может быть Тоска
По может быть единственному Полю?»:

и останавливаемся:

эхо к нам доносится:

друг другу руки мы кладем на плечи:

и так же прыгаем во тьме:

и в вихре мы
белея
открываемся:

как будто сами — место для прихода
кого-то:

словно яркая поляна:

где ветер
как виденье
носится:

нас отовсюду ослепляющее:

и слов не слышно:

ни о чем:

не думается

1966






ГЕННАДИЙ АЙГИ
на Середине Мира



Из книги «Поля-двойники»
часть первая.

Из книги «Поля-двойники»
часть третья:
Пробраться до поляны.

Из книги «Поля-двойники»
часть четвёртая:
Всё дальше в снега.



Айги о поэзии и о себе:
беседа с Виктором Куллэ

Поэзия-как-любовь
Константин Кравцов о Геннадии Айги.



на середине мира
Вера. Надежда. Любовь.
новое столетие
город золотой
корни и ветви
москва

Hosted by uCoz